Выбираем прицеп для перевозки пчел
Содержание:
- Самостоятельное изготовление прицепа
- Изготовление
- Методы погрузки-разгрузки ульев
- Готовые модели
- Кочевые павильоны
- Разновидности механизмов для транспортировки ульев
- Особенности использования прицепов
- Конструкция и принцип работы
- Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев
- Тележка-подъемник Апилифт
- Выбираем транспорт для кочевой пасеки
- Подготовка транспорта и планирование перевозки
- Полезные советы пчеловодов
- Как пчёлы реагируют на переезд
- Платформа для пчел своими руками
- Транспортировка ульев с помощью гидравлических полуавтоматических устройств
Самостоятельное изготовление прицепа
Готовые промышленно изготовленные пчелоприцепы зачастую представляют собой сложные конструкции и оснащены многими специальными приспособлениями – погрузчиками, лифтами, устройствами для откачки меда и тому подобными. Их главный недостаток – цена, поэтому многие пчеловоды конструируют и собирают такие прицепы своими руками.
Основа для прицепа может быть любой – одно- и двухосной, от трактора или легковой машины, это может быть также самодельная конструкция с заводской ходовой частью. Главные требования к конструкции:
- предусматривается прочное закрепление рамок и защита от раскачивания;
- расстояние между ульями – не менее 10 см для вентиляции и доступа воздуха;
- рамки должны располагаться параллельно переднему борту;
- все дополнительные элементы конструкции (лесенки, откидные борта, отсеки для инструментов) необходимо предусмотреть заранее.
При наличии обычного легкового автоприцепа с бортами можно относительно легко и недорого сделать транспорт для перевозки пчел:
- Подготовка основы прицепа. Необходимо предварительно измерить размеры ульев и платформы, чтобы оптимально использовать пространство. Площадку можно удлинить или надстроить, чтобы вместить нужное количество ульев, но при этом для перемещения по трассам необходимо соблюсти требования к габаритам, весу и прочим техническим особенностям, а также оформлению транспорта. Прицепу нужно обеспечить максимально плавный ход, отрегулировав рессоры и уменьшив его вес.
- Каркас или поддоны для ульев. Из фанеры и деревянных брусковисходя из размеров ульев нужно сделать секционные рамы. Для некоторых пчеловодов оптимальным вариантом в отношении погрузки и разгрузки будут контейнерные рамы на 4–6 ульев. Летки в них будут направлены в разные стороны.
- Скрепление ульев. Для фиксации ульев и их частей используются ленточные (стальная лента с запорным устройством), ременные (прорезиненая ткань с крючком) и ульевые (соединяют части улья) скрепы. За неимением специальных скрепов используются деревянные рейки.
При наличии прицепа в виде будки можно собрать свой павильон – передвижную пасеку без необходимости разгрузки ульев.
- Сделать каркас для размещения ульев. Оптимальной будет конструкция из двух рядов ульев в два яруса с проходом посередине. Для его изготовления используются деревянные бруски, стальные уголки, фанера.
- Сделать отверстия в бортах прицепа, чтобы они соответствовали местам расположения леток.
- Тщательно закрепить улья так, чтобы избежать падения или лишних вибраций при движении.
Не существует идеальной конструкции прицепа для перевозки пчел. В зависимости от транспорта, дорожных условий, требований пчеловода и прочих факторов удобными могут считаться как простые открытые платформы, так и специально оборудованные кассетные павильоны. Цена на готовые пчелоприцепы может достигать сотен тысяч рублей, и многие пчеловоды предпочитают делать их своими руками, используя в качестве основы тракторные телеги, легковые прицепы и даже самодельные конструкции. Многие из них по своим характеристикам и требованиям безопасности ни в чем не уступают промышленным образцам.
Изготовление
При умении пчеловода работать с металлом и собирать конструкции используя чертежи, тележку для перевозки ульев можно изготовить собственными руками. Но следует заранее понимать, что для того чтобы подъемный механизм функционировал правильно, придется постараться.
Так что если у пасечника нет столярного опыта и необходимых инструментов, проще и дешевле приобрести готовое приспособление. Так сразу отсеется вопрос, как сделать подобное приспособление.
Материалы
Чтобы сделать самодельную тележку для пчеловодства, позаботитесь о наличии:
- трубы профессионального использования, желательно квадратной формы, размеров 4х2, 3х2, 2,5х2,5;
- прут из нержавеющей стали;
- два вида болтов: М8, М6;
- несколько гаек;
- ролик с подшипниками;
- колеса для крепления;
- трос;
- катушка для намотки троса;
- пружины;
- ручки с прорезиненными вставками для удобства дальнейшей эксплуатации.
Инструменты
Чтобы изготовить тачку для пчеловода, потребуется наличие следующего инструментария:
- сварочный аппарат;
- защитные очки и рукавицы;
- рулетка;
- дрель;
- отвертка;
- кусачки по металлу;
- молоток.
Сборка
- Проведите детальные замеры, перед полным сбором подготовленной конструкции. Лучше всего начинать с рамы, так как это один из самых простых элементов. Для этого берутся профильные трубы, которые свариваются боковыми стойками. Внешняя часть стоек распиливается для того чтобы вверху и внизу установить болты, которые в свою очередь будут удерживать подшипник.
- К раме подсоедините четыре балки поперечного формата. При этом нижняя должна размещаться горизонтально по отношению к боковой стойке. А балка над ней должна быть без лишних стыков и промежутков. Единственным свободным отверстием будет место под болты. Третья балка крепится более надежно рядом с кронштейнами.
- После того как рама готова, можно приступать к сборке подъёмного механизма. Для этого на лицевую часть верхней поперечной трубы крепится подшипник, а сверху фиксатор. Это необходимо для того чтобы не выпадал трос.
- На лицевую сторону нижней поперечной трубы крепится катушка с рычагом. Прямо возле катушки делается стопор из куска стального прута. Теперь телега для пчеловода готова к последнему этапу.
Заключительный этап
На заключительном этапе сборки к конструкции собранной рамы и подъёмного механизма приделываются колеса. Если купленные колеса с кронштейнами шли без сборки, то к колесам прикрепляются кронштейны и крепко завинчиваются. Внешнюю часть колёсной оси можно закрепить гайками. К раме кронштейны присоединяются на стальные пластины квадратной формы.
И последним этапом собирается каретка. Необходимо уделить время каркасу, который дополняется подшипниками. Также дополняется конструкция боковыми зажимами и вилами. Эти детали служат держателями улия.
Внешняя часть вилки по желанию работника можно оставить гладкой или же сделать ребристой, чтобы груз лучше удерживался и не скользил. Зажимы установите по направлению к трубам. Вилка устанавливается в каретку и закрепляется болтами. На этом работу по изготовлению можно считать законченной.
Методы погрузки-разгрузки ульев
В период медосбора необходимо позаботится о том, чтобы пчелы могли быстро и эффективно собирать нектар. Для этого желательно разместить ульи в непосредственной близости от источника пыльцы. В противном случае насекомые будут тратить слишком много времени и сил на перелеты, а количество собранной пыльцы будет не слишком большим.
В целом, можно выделить несколько методов погрузки/разгрузки ульев:
- Ручной: требует минимальных финансовых затрат, так как все работы выполняются самим пасечником. При этом в одиночку переместить все домики не получится, поэтому к работе придется обязательно привлекать помощника. Кроме того, данный метод отличается высокой трудоемкостью, и не подходит для больших пасек.
- Механический: подразумевает использование различных приспособлений, которые облегчают процесс переноса или перевозки ульев. Однако следует учитывать, что данный метод подходит преимущественно для средних пасек, поскольку механические приспособления хоть и облегчают труд, но все же требуют определенных затрат физического труда.
- Автоматический: используется на больших пасеках. При данном методе транспортировки все домики перевозятся с помощью тракторов или специальных подъемников. Естественно, этот процесс сопряжен с определенными финансовыми затратами на покупку необходимого оборудования, но при этом все работы выполняются быстро, эффективно и с минимальным участием человека.
Основные методы транспортировки: ручной, механический и автоматический
Чтобы каждый владелец пасеки смог выбрать самый подходящий способ погрузки и разгрузки ульев, мы рассмотрим каждый из них более детально, уделяя особое внимание преимуществам и недостаткам
Как подготовить пчелиный улей для перевозки
Транспортировка ульев – очень ответственный процесс. Его цель – не только переместить пчелиные семьи к более продуктивному участку медосбора, но и в том, чтобы сохранить здоровье насекомых в процессе перевозки.
Чтобы транспортировка пчелиных домиков прошла успешно, нужно выполнить несколько важных условий:
- Из домика удаляются все полномедные и тяжеловесные рамки, а также рамки с искусственной вощиной, чтобы внутри создавалась хорошая вентиляция. Это необходимое условие, так как в процессе перевозки пчелы начинают нервничать, и температура в улье повышается, что может привести к гибели части семьи.
- Из улья также необходимо удалить соты, содержащие большое количество напрыска. Вместо них внутрь устанавливают пустые коричневые соты, в которых раньше выводился расплод, так как они отличаются повышенной прочностью.
- В процессе перевозки рамки могут сдвигаться с места из-за частых рывков и толчков. В результате они могут раздавить часть насекомых и даже матку. Чтобы этого не произошло, все рамки и некоторые части улья нужно надежно скрепить между собой. Также можно установить в домик специальные разделители.
Кроме того, перед перевозкой нужно внимательно осмотреть все ульи. В них не должно быть щелей, сквозь которые пчелы могли бы выбраться наружу. Если перевозка домиков осуществляется вместе с крышей, необходимо позаботится и о том, чтобы внутри нее были вентиляционные отверстия.
Транспортировку ульев желательно осуществлять поздним вечером или даже ночью, когда все насекомые находятся в домике. Обязательное условие перевозки в том, чтобы закрыть леток. В пасмурную погоду перемещение можно проводить и ранним утром.
Подготовка пчелиных домиков к транспортировке
Важно правильно разместить ульи на транспортном средстве. Их устанавливают летком назад по ходу движения автомобиля
Это необходимо для того, чтобы рамки размещались поперек дороги, а не вдоль нее, и не смещались при попадании в ухабы или ямки.
Готовые модели
Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести готовые прицепы для ульев под легковой или грузовой автомобиль. Рассмотрим наиболее популярные модели.
817730.001
Это двухосная конструкция, которая высоко устойчивая и практически не имеет раскачивания, что является важным фактором при перевозки пчел в ульях на легковом авто. Крепление осуществляется через дышло V-образной формы. Грузоподъемность такого прицепа составляет до 450 кг.
Прогресс
У данной конструкции имеются борта высотой 0,15 м. Рессоры достаточно хорошо амортизируют неровности дороги, что позволяет осуществлять переезд по не совсем комфортной и ровной местности. Способен взять на свой борт 560 кг груза.
Тандем
Данная конструкция также является двухосной, но габариты ее существенно больше, чем у предыдущего изделия. При постановке ульев по длинный боковым сторонам, между рядами остается проход шириной около 1 м, что позволяет достаточно удобно работать пасечнику.
С помощью данного прицепа для перевозки пчелиных ульев, транспортировку можно осуществлять, как на ближнее, так и на дальнее расстояния.
Ось
Второе название этой конструкции «Пасека седельная». Она позволяет размещать домики в несколько рядов, не ухудшая их вентиляцию. Грузоподъемность у нее солидная и составляет 1,5 тонны.
К тому же из преимуществ стоит отметить наличие выдвижной кассеты, которая позволяет еще дополнительно разместить 8 ульев.
МЗСА
Данный тип платформы имеет одноосную колесную базу. Способен перевести 360 кг. По бортам устанавливаются специальные профильные конструкции, которые дают возможность удобно разместить домики. По передней и задней бортовой поверхности имеются плоскости, которые можно разложить до горизонтального положения и совмещения со дном прицепа. Это позволяет увеличить рабочую плоскость и обеспечивает дополнительный комфорт.
Кочевые павильоны
Кочевой павильон – специально оборудованный для транспортировки пчел прицеп грузового авто. Такое устройство позволяет мобильно и оперативно перевозить пчел с места на место. Кочевые павильоны имеют и другие преимущества:
- комфортные и удобные условия для пчеловода;
- формирование оптимальных условий для проживания пчел (чистота, минимальный уровень влаги, подходящая температура);
- простой вывод маток;
- отсутствие необходимости разбирать ульи для сборки меда;
- защита от кражи;
- комфортные условия для зимовки и разведения.
Главное преимущество кочевых павильонов – отсутствие необходимости в погрузке и разгрузке ульев. Несмотря на наличие плюсов, у подобного способа перевозки пчел имеются и минусы. Список недостатков включает:
- малое пространство и количество света;
- повышенную температуру в летнее время года;
- низкий уровень облета маток;
- злое и раздражительное поведение пчел;
- большой размер денежных средств, необходимых для обустройства;
- риск массовой заболеваемости пчел.
Недостаток света можно решить благодаря обустройству дополнительных окон и люков. Чтобы увеличить пространство в павильоне, следует использовать широкие и длинные прицепы. Для снижения температуры стены павильона и ульев необходимо покрасить в белый цвет, а в дне прицепа организовать вентиляцию.
Узнать подробнее об особенностях кочевого пчеловодства с использованием павильонов можно, посмотрев данное видео:
Разновидности механизмов для транспортировки ульев
Для перевозки пчелиных семей применяются устройства разных конструкций и модификаций. К наиболее популярным вариантам относится обычный прицеп легкового автомобиля, специально оборудованный павильон и платформа.
Пчелоприцеп на легковом ходу
При небольшом количестве ульев используется обычный прицеп для автомобилей, который применяется для транспортировки бытовых грузов. В стандартной конструкции поместиться около 20 жилищ медоносных пчел. Чтобы регулярно использовать прицеп в качестве транспортировочного устройства ульев, требуется дополнительно обустроить крышу, специальный механизм для погрузки и выгрузки грузов.
Прицепы для легковых машин характеризуются небольшой массой и простой эксплуатацией. Но во время перевозки улья требуется крепко зафиксировать, чтобы предотвратить их встряску. Прицепы от обычных автомобилей не отличаются хорошей вместительностью, поэтому для транспортировки больше 20 жилищ медоносных пчел требуется выполнить несколько поездок.
Прицеп-павильон для пчел
Пчелопавильон не привязан к машине, поэтому он используется для постоянного пребывания пчелосемей на определенной территории. Вместительность конструкции – до 50 ульев.
Разновидности павильонов:
- Стационарные. Устройства не оснащаются колесами, поэтому их нельзя перевезти.
- Кассетные. Оборудованы отсеками для размещения ульев.
- На колесах. Подходят для транспортировки пчелиных жилищ в места, приближенные к медоносным базам.
Платформа для перевозки пчел
Платформа предназначена для мобильного пчеловодства. Ее конструкция позволяет транспортировать улья на значительные расстояния. Установка оборудована стойками и бортами. На рынке встречаются двухъярусные модели. Вместительность приспособления – до 50 ульев.
Плюсы платформы:
- Меньшая встряска во время езды, так как платформа обладает небольшой массой;
- Не нужно загружать и выгружать пчелиные жилища;
- Можно прикрепить крышу для защиты пчелосемей от неблагоприятных погодных условий.
Особенности использования прицепов
К основным вариантам перевозки семейств пчел относят платформенные, павильонные, прицепные разновидности. Они продаются в готовом виде, но их высокая стоимость часто становится причиной попыток изготовления пчеловодческого прицепа для легкового автомобиля своими руками. Такой подход позволяет сэкономить, учесть нюансы домов, особенности региональных климатических условий.
Специалисты подчиняются правилам перемещения и установки:
- перевозкой лучше заниматься в начале весеннего или осеннего периода, когда насекомые активны и им хватает сил на облет новой местности, в идеале — это ранняя весна, когда в домиках нет новых сот и тяжелых медовых рамок;
- новая локализация должна находится на достаточном отдалении от старой, в противном случае отдельные пчелы или вся семья вернется на прежнее месторасположение;
- ближайшие конкуренты на нектар должны располагаться на расстоянии более 3 км;
- передвижной состав устанавливается в зонах, обеспеченных чистой водой;
- для мобильной пасеки обеспечивается защита от ветров, прямых лучей солнца;
- прицеп-платформа для пчел устанавливается параллельно по отношению к медоносным зонам.
Собственноручно изготовленные автоприцепы нужно применять строго по назначению, с соблюдением габаритов изделия, которые не могут превышать установленные по правилам ПДД. Владелец должен регулярно проводить его осмотр, выравнивать искривленные детали, поврежденные при езде по кочкам, подтягивать крепления.
Буксировка домиков проводится с соблюдением скоростного режима. В противном случае повозка начнет вилять.
При движении запрещается резкое торможение, неравномерное распределение груза, иначе автоприцеп опрокинется.
Процесс переезда на новое место
Конструкция и принцип работы
Работает простейшая пасечная тележка по следующему принципу:
- боковые зажимы сдвигаются к центру при фиксации улья;
- после того, как улей установлен, фиксаторы надежно закрепляют его на каркасе;
- для открытия зажима предусмотрен простой механизм – рычаг;
- можно при изготовлении снабдить каркас механизмом захвата в виде откидных вил, чтобы можно было легко захватить тяжелый улей – такие подъемники часто используются на автоматических подъемниках-транспортировщиках в супермаркетах.
Апилифт имеет простой принцип работы, но, многие пасечники отмечают серьезные недостатки:
- слабый крепеж;
- нет возможности подъема на третий ярус, не хватает высоты каркаса;
- заводские варианты не подходят для ульев разного размера и выдерживают вес не более 150 кг.
Простейший апилифт помогут сделать своими руками — чертежи и навыки работы со сварочным аппаратом.
Если решено делать данное приспособление, то предлагаем самые простой и надежный вариант, разработанный опытными пчеловодами. Материалы, необходимые для работы:
- квадратные трубы профильные 7 штук по 2 м и для усиления каркаса по углам необходимы пластины — 2,5 х 2.5 см – 4 шт.;
- болты с гайками – маркировка М6 и М8;
- колеса – 2 шт.;
- металлический трос;
- катушка с ручкой для намотки троса;
- ролики с подшипниками;
- ручки (удобней с резиновым покрытием);
- пружины;
- сварка.
Делаем простую тележку пчеловода, придерживаясь пошаговой инструкции.
Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев
Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.
Пчелоприцеп на легковом ходу
Если количество ульев невелико, бортовая пасека на автомобиле может быть организована с помощью простого прицепа, применяемого для перевозки грузов. У пчелоприцепа на легковом ходу хватает места для размещения двух десятков ульев с насекомыми.
Их можно держать там на протяжении всего сезона цветения медоносов. Приобретя такую модель, пчеловод подвергает ее доработке – обустраивает крышу, монтирует механизм для упрощения установки пчелиных домиков и снятия их с прицепа.
Легковые пчелоприцепы удобны своим малым весом и простотой транспортировки. Минус этого варианта – ульи при перемещении подвергаются значительной тряске, и надо позаботиться о качественной фиксации их ремешками. К тому же эти прицепы менее вместительны, чем другие типы, и для перевозки большого числа пчелиных домов придется совершить несколько поездок.
Павильон для пчел
Конструкция павильона не привязана к транспорту и предоставляет возможность постоянного пребывания пчелиных семей. Пространство в пять квадратных метров позволяет разместить полсотни ульев.
Обязательно почитайте: Омшаник для пчел своими руками: что это такое, как построить, пошаговая инструкцияПавильоны бывают:
- стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
- на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
- кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).
Платформа для перевозки пчел
Платформа для пчел лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещенные ульи на большие расстояния и обладает наибольшей продуктивностью с точки зрения объема медосбора: даже в бедных на растения-медоносы регионах можно получить 50 кг меда.
На установке, оснащенной бортами и стойками, можно разместить до 50 ульев. Встречаются в продаже и двхъярусные установки.
Преимущества платформы:
- отсутствие потребности в загрузке и выгрузке ульев;
- возможность оснащения системы крышей, защищающей от осадков и солнца;
- меньшая выраженность тряски пчел при езде (по сравнению с легковыми прицепами) благодаря меньшему весу установки – благодаря этому насекомые чувствуют себя спокойнее, и путешествия не становятся для них стрессом;
- благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев.
Тележка-подъемник Апилифт
Тележка для ульев — это та товарная категория, в которой существует огромный выбор различных вариантов. Однако наибольшей популярностью пользуется подъемник Апилифт.
Тележку типа подъемник не требуется покупать в магазине: ее достаточно просто изготовить самостоятельно. Прежде всего, необходимо найти стальную раму, которая послужит основой конструкции.
К ней прикрепляется ось, а также два колеса. Для создания тележки можно взять старые колесики от детского велосипеда.
Опытные пчеловоды разработали специальные чертежи, по которым можно собрать подъемник. Вертикальными направляющими будут служить рамки, оснащенные роликами и вилками.
Подъемник можно наклонять для того, чтобы было удобно положить на него улей.
Кроме того, специальные приспособления позволяют зафиксировать жилище насекомых таким образом, чтобы защитить его от повреждений во время перевозки. Положение улья можно регулировать по высоте. Для этого применяется специальная ручка, а также капроновый шнур.
Телега типа Апилифт с легкостью разбирается, что делает удобным процесс ее хранения. При этом она не займет у вас много места.
Колеса складываются, что позволяет еще больше сэкономить пространство, необходимое для ее содержания в хозяйстве. Вилы также можно подвергнуть демонтажу. Осуществить это можно с помощью откручивания специальных крепежных болтов.
Подъемник обладает компактными габаритными размерами, а также сравнительно небольшим весом в 23 килограмма. Новые модели оснащены усиленной конструкцией, которые позволяют прилагать меньше усилий для транспортировки ульев по территории пасеки.
Жилища насекомых, пригодные к перемещению, должны обладать габаритами в пределах 0,9 метров по ширине. Фиксация улья для предотвращения его падения и повреждения производится автоматически.
Выбираем транспорт для кочевой пасеки
От правильно подобранного транспорта зависит здоровье и работоспособность пчел. В дороге необходимо обеспечить максимально комфортные условия, без встрясок.
Как правильно транспортировать пчел
Учитывайте особенности перевозки пчел:
- Для переезда подойдет легковой, грузовой автомобиль или автобус.
- Выбирайте маршрут не более 30 км. Это облегчит переезд и вам и пчелам.
- Проведите ревизию ульев: они должны быть крепкими, легкими, с ровной крышей (чтобы можно было устанавливать домики в несколько рядов).
- Рамки в корпусе должны быть закреплены так, чтобы не было их смещения при перевозке. Пчелы не должны испытывать стресса.
- При транспортировке следите, чтобы ульи не бились друг о друга и не доставляли неудобств пчелам. Можно связать их проволокой.
- Застелите дно сеном, соломой, поролоном, чтобы уменьшить тряску.
- Проверьте самочувствие пчел. Слабые семьи не стоит брать с собой в дорогу.
- Осуществляйте погрузку вечером, после возвращения пчел в улей, а перевозку в ночные часы.
Смотрите видео о транспортировке пчел
Подготовка транспорта и планирование перевозки
Перемещение ульев включает четыре основных шага:
Запечатывание пчел внутри улья на старом месте. Это подразумевает относительную герметизацию улья при сохранении вентиляции. Нужно сделать это вечером или рано утром.
Защита компонентов улья от поломок во время движения. Тряска раздражает пчел и если они смогут покинуть улей во время переезда, то переходят в оборонительную позицию. Для фиксации используются скобы, ремни, лямки.
Переноска, погрузка и транспортировка. Ульи тяжелые, неудобные для переноски и полны растревоженных пчел, поэтому обязательно использование спецодежды
Для быстрой и осторожной погрузки оптимально использование погрузчиков – это могут быть как обычные автокары, так и специальные приспособления на прицепах для пчел.
Разгрузка и открытие улья на новом месте.
Для предотвращения незапланированных остановок необходимо в транспорте и прицепе для перевозки ульев предусмотреть место для следующих предметов:
- веревки или ремни для закрепления ульев, в том числе запасные;
- резервуар для воды — для мытья рук и заполнения опрыскивателя;
- огнетушитель;
- грабли и лопаты, чтобы очистить мусор или выбраться из ямы;
- средства индивидуальной защиты;
- два пустых, но полностью оборудованных улья;
- оборудование, необходимое для погрузки и разгрузки ульев.
Предлагаем ознакомиться: Варроатоз пчел лечение обработка
Транспорт и прицеп для пчел необходимо полностью проверить на наличие запасных частей и провести техосмотр, так как долгая задержка в дороге в итоге может привести к гибели пчел
Также важно рассчитать нагрузку и габариты прицепа с учетом требований дороги. Прицеп с ульями, даже если он самодельный, в большинстве случаев относится к сельскохозяйственному оборудованию, требует регистрации и получения соответствующих документов
Факторы риска и возможные непредвиденные ситуации:
- травмы, вызванные погрузкой-разгрузкой ульев;
- механические повреждения ульев или оборудования;
- лишний шум и свет на трассах или в местах остановок, что вызывает беспокойство пчел;
- опасность для случайных людей, например, если пчелы загружены в открытый прицеп и по каким-то причинам растревожены во время стоянки или заправки, то растревоженный пчелиный рой может напасть на прохожих.
Перевозка ульев
Для начала разберёмся, каким образом необходимо готовиться к перевозке
Тут есть несколько моментов, которые обязательно важно учитывать:
Из улья должны быть извлечены все нестабильные элементы, которые могут не перенести тряску. Например, соты с мёдом.
Рамки необходимо закрепить как можно лучше, потому что иначе при движении они будут убивать пчёл. Они должны максимально сильно быть зафиксированными
Даже если рамка не убьёт пчёл, то как минимум может очень сильно напугать своим шумом, а, как известно, лишнее беспокойство пчёл никому не нужно.
Не забудьте принять меры предосторожности на случай аварии или нестандартных ситуаций, когда пчёлы могут выбраться. Будучи беспокойными, они запросто могут ужалить того, кто попадётся им «под руку»
Так что плотно накрывайте ульи.
Позаботьтесь об обмене воздуха, потому что пчёлы в их возбуждённом состоянии потребляют его в полторы сотни раз больше. Можно прорезать в крышке небольшие отверстия, которые затем прикрыть сеткой, либо сделать очень узкие щели вдоль стенок.
Весной рекомендуется добавить в гнёзда вощины. В более тёплые периоды рекомендуется оставить побольше свободного места в верхней части улья.
Для безопасности рамок можно вбить под планкой колышки – простой и доступный метод фиксации. Но лучше уменьшить рамки в размере, если имеется такая возможность.
Не забывайте непременно держать под рукой пульверизатор, защитную одежду, инструменты, сетку – это пригодится для оперативного устранения неприятностей, которые могут возникнуть теоретически во время пути.
Предлагаем ознакомиться: Как самостоятельно сделать туннель для кошек
Полезные советы пчеловодов
https://www.youtube.com/video/3FxprOANTG8
Советы от опытных пчеловодов:
- Кочевать в одиночку неудобно, поэтому лучше объединиться в группу.
- Перед транспортировкой необходимо выбрать место для расположения пасеки. Иногда транспортировка может проводиться на 500 км от дома, но не стоит пугаться столь больших расстояний — ведь затраты окупятся качественным медосбором.
- Чтобы правильно выбрать место для пасеки, необходимо обратиться к районному зоотехнику, а также получить разрешение на размещение пасеки у владельцев совхоза. Установка пасеки в лесу потребует разрешения из лесничества.
- После медосбора пчёлы становятся сильнее, их беспокойство возрастает. В сотах содержится большое количество несозревшего мёда, что приводит к повышению влажности в середине гнезда и риску обрыва сот. Чтобы предупредить трагедию, при переезде необходимо извлечь рамки, заполненные мёдом, и вставить вместо них пустые.
- При транспортировке в весенний период, когда пчелиная колония ещё не окрепла и гнездо содержит малое количество мёда, необходимо поверх рамок настелить чистый холст, зажать его планками и забить гвоздями, что обеспечит защиту от холода.
- При перевозке летом и осенью на борта ульев-лежаков следует набить неплотную мешковину. Если домик не содержит бортов, на него надо поставить пустые рамы, на которые прибить мешковину. Материя служит вентиляцией и не пропускает много света, тем самым препятствуя поднятию температуры внутри гнезда.
Транспортировка пчелиных семей к массивам медоносных растений позволяет получать качественный и высокий сбор мёда. Кочевание пасеки проводится при помощи специальных прицепов, которые позволяют быстро и надёжно перемещать пчелиные семьи к месту сбора нектара. Сооружение такого прицепа своими руками потребует затрат времени и сил, зато в результате вы получите от своих пчёл много вкусного, ароматного и целебного мёда.
Как пчёлы реагируют на переезд
При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.
Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.
Платформа для пчел своими руками
Лучшим вариантом считается платформа для пчел из-за большей вместимости ульев. Вдобавок на прицепном устройстве домики остаются стоять после приезда на место стоянки.
Чертежи, инструменты, материалы
При изготовлении платформы понадобятся аналогичные инструменты и материалы, что использовались для сборки прицепа. Чертеж отличается размерами. Платформу обязательно оснащают двумя колесными парами, высокими съемными бортами. По желанию делают крышу и выдвижную площадку.
Процесс сборки
Для получения платформы, стандартные прицепы легкового автомобиля для пчеловодства подвергают переделке:
- Первым делом удлиняют раму минимум на 1 м, приварив дополнительные заготовки из профиля и трубы.
- Мост и рессоры используют от автомобиля УАЗ.
- Раму поперек визуально разделяют на участки. Обычно их 3 штуки шириной по 60 см. Из квадратной трубы сваривают выдвижную рамку для ульев. Ставят ее на салазки.
- Под ульи из уголка сваривают рамки, крепят к платформе. Днище заваривают листовым металлом.
- Колесика выдвижного механизма общей рамки для ульев делают из подшипников. Их распределяют равномерно по конструкции.
- Пол платформы настилают из доски. Вдоль боковых бортов приваривают петли для стягивания ульев лентами.
- Стойки бортов приваривают по углам рамы и центру, где располагаются салазки. Дышло платформы усиливают трубой сечением 40 мм.
- Каркас крыши сваривают с уголка. Обязательно выдерживают уклон, чтобы стекала дождевая вода.
Финалом работ является укладка кровельного материала. Обычно применяют жесть, оцинковку, профнастил.
Транспортировка ульев с помощью гидравлических полуавтоматических устройств
Если вы планируете перевозить ульи на автомобиле, но у вас нет возможность купить или взять в аренду дорогостоящее оборудование для автоматической погрузки, вы всегда сможете воспользоваться менее дорогими аналогами. Речь идет о гидравлических полуавтоматических устройствах, которые позволяют быстро провести погрузку пчелиных домиков с минимальными затратами труда.
Самым эффективным считается погрузочно-разгрузочное устройство, придуманное А.А. Андрющенко. Этот прибор весит порядка 150 кг, но его можно установить на любую бортовую машину всего за 20-30 минут.
Примечание: Поскольку данная конструкция является достаточно тяжелой, ее установкой должны заниматься минимум два человека, а непосредственную погрузку или разгрузку может проводить и кто-то один.
Сам подъемный механизм представляет собой четырехкратный веревочный полиспаст, который закреплен на подвижной тележке. Такая конструкция позволяет поднимать и удерживать улей в любом положении. Стрела конструкции поворачивается на 360 градусов. Благодаря этому улей можно захватить с любой стороны автомобиля и установить его на любую часть кузова.
Погрузочно-разгрузочное устройство А.А.Андрющенко
При погрузке или разгрузке ульев с помощью этой гидравлической полуавтоматической конструкции есть смысл дополнительно пользоваться захватывающим устройством. Оно состоит из тросом и системы жесткого захвата, и позволяет надежно захватывать улей даже в том случае, если его часто не скреплены между собой. Верхняя поперечная планка данной конструкции надежно сжимает улей, а сам захват, состоящий из ограничительного троса, кольца и раздвижной планки позволяет регулировать конструкцию по размеру крыши пчелиного домика.
Существует четкий порядок погрузки и разгрузки ульев с помощью данной конструкции. Сначала домик поднимают на уровень кузова автомобиля, а затем с помощью стрелы подают к человеку, стоящему на кузове. Ему необходимо удерживать одной рукой трос, а другой натягивать и опускать шнур привода. Передвигаясь таким образом по кузову, человек может опустить улей в предназначенное для него место.