Русский тяжеловоз

Описание породы русский тяжеловоз и содержание лошадей

Порода лошадей русский тяжеловоз принадлежит отечественному племенному разведению. Она была создана благодаря российским селекционерам, поставившим перед собой цель – вывести породу выносливых животных, которые бы ничем не уступали европейским характеристикам качества. Такой конь по праву считается гордостью отечественного конезаводства, что дает ему возможность периодически занимать самые высокие места на всевозможных выставках, форумах.

Тяжеловозы считаются весьма перспективными в хозяйстве, так как генофонд практически полностью сохранен и позволяет заняться разведением, способным в небольшие сроки выйти на рентабельный уровень.

Содержание и разведение

Никаких особенностей содержания, присущих этой породе, не существует. Русские тяжеловозы неприхотливы и способны адаптироваться к любым условиям.

Для мясного и молочного использования лошадей содержат табунами, практически под открытым небом. Для защиты от непогоды сооружают навесы с тремя стенами или возводят ангары. Русские тяжеловозы отлично переносят холод, при наличии достаточного количества сена не мерзнут. На зиму животные обрастают густой и плотной шерстью.

Рабочим лошадям строят сараи и конюшни из недорогих доступных материалов (дерево, пеноблоки). Каждая особь содержится в отдельном деннике, размером 3 на 3 м или 3 на 4 м. Около конюшни необходимо оборудовать выгул, чтобы конь большую часть суток мог находиться на свежем воздухе.

Корм животному необходим простой и сытный. Благодаря небольшим размерам прокормить лошадь несложно. Примерный суточный рацион взрослого коня, находящегося на работе средней тяжести:

  • сено бобово-злаковое — 15–17 кг;
  • овес и ячмень, плющенные или дробленые, — 3–4 кг;
  • морковь — 2–3 кг.

Ежедневный уход за лошадью состоит в чистке шерсти и копыт, расчесывании гривы. Подковывать необходимо лишь особей, занятых на перевозке грузов по твердым поверхностям.

Половой зрелости русские тяжеловозы достигают в 2 года. В это время животных можно отводить на случку. Кобыла вынашивает жеребенка 11 месяцев.

Как правило, роды у русских тяжеловозов проходят быстро и без осложнений. Молока у матки хватает не только для выкармливания собственного жеребенка, ее можно доить. Для успешной дойки лошадь должна доверять дояру и не бояться его. В день за 4–5 доек от одной кобылы можно получить до 7–8 л ценного молока.

Жеребята быстро растут, набирая вес на молоке и подножном корме на выпасе. После 6 месяцев их отнимают от маток и переводят на взрослый рацион. Отмечено, что при табунном содержании на свободном выпасе молодняк набирает вес почти так же интенсивно, как и при конюшенном содержании и кормлении концентратами (зерном).

Порода русский тяжеловоз и по сей день интенсивно используется в сельском хозяйстве и туризме. Чистокровных лошадей содержат в 22 хозяйствах нашей страны. Самым перспективным направлением в использовании породных животных признано молочное коневодство.

Содержание

При всем изяществе и благородстве орловская порода лошадей не требовательна в содержании. Она хорошо приспосабливается к новому климату, новым кормам.

В домашних условиях уход за лошадью стандартный. Однако при ипподромном содержании, а также во время испытаний и нагрузок качественный специальный уход является основой здоровья и продуктивности рысака.

Обязательные процедуры:

  • ежедневная чистка денника утром и вечером — уборка навоза и мокрой подстилки, отбивка свежей подстилки;
  • ежедневная чистка кормушек и поилок, раз в неделю мойка горячей водой с содой;
  • чистка лошади перед сбором или тренировкой — чистка шерсти скребком и щеткой, расчесывание гривы и хвоста, расчистка копыт;
  • профилактика заболеваний сухожильного и связочного аппарата — бинтование, обмазывание конечностей серой глиной, специальными мазями;
  • превентивные меры после забегов и тренировок — массаж мускулатуры, обтирание соломенным жгутом, проводка;
  • профилактические работы перед заездами и призами — применение горячих попон и горчичников.

Кормление

Нормы питания во многом зависят от цели использования лошади, а также возраста, пола и физиологического состояния. Основу рациона составляют трава и сено.

Лучше использовать луговое, клеверное и люцерновое сено. Добавляют также вико-овсяную смесь, пшеничные отруби и морковь. Из зерна лошадям дают овес, кукурузу и ячмень.

Наряду с традиционными кормами племенным и спортивным лошадям дают:

  • комбикорм;
  • патоку;
  • травяные гранулы;
  • жмых;
  • сенаж;
  • силос;
  • белковые и витаминно-минеральные добавки.

Диетическим сочным кормом признана морковь, сахарная свекла.

Подготовка и нормы корма:

Кормят лошадей не менее 3 раз в сутки, при тяжелой работе — в промежутках и перерывах. Сначала дают грубые корма, затем за 60 минут до работы концентраты. Половину суточной нормы грубых кормов дают на ночь.

Поят 3 раза в день перед кормлением, но не ранее чем через 1,5-2 часа после физической нагрузки.

Уход в конюшне

Для столь крупного и энергичного животного требуется достаточно просторная конюшня со стойлами 3×3 м.

Температура зимой может кратковременно даже снижаться до минусовой, и орловские рысаки и их жеребята переносят её достаточно легко при условии полного отсутствия сквозняков.

Однако в тепле лошади чувствуют себя более комфортно, поэтому стены конюшни утепляют (например, пенопластом), а на деревянный пол кладут подстилку слоем не менее 20 см из:

  • опилок;
  • соломы;
  • сена;
  • сухого торфа.

В конюшне не должно быть чрезмерно жарко (оптимальной считается температура не выше +23°C при влажности в пределах 45-50%. Для увеличения светового дня в зимнее время конюшня искусственно освещается.

Лошадиные стойла должны быть оборудованы кормушками и поилками.

Обычно кормушку, изготовленную из деревянных досок, устанавливают таким образом, чтобы к ней был доступ как изнутри стойла, так и снаружи. То же самое относится и к поилке.

Такое расположение облегчает загрузку кормушек и поилок, а также их санитарное обслуживание без необходимости лишний раз тревожить коня.

Профилактика болезней

Для сохранения здоровья рысаков необходимо не только тщательно ухаживать за ними самими, но и следить за гигиенической чистотой их денников. Для этого следует каждодневно убирать навоз и менять загрязнившуюся подстилку (сухая подстилка — лучший способ избежать дерматита).

Необходимо также минимум раз в неделю чистить кормушку и поилку горячей водой с содой. Стены денника и перегородки в нём тоже следует регулярно освобождать от загрязнения.

Для профилактики заболеваний и скорой помощи при возникновении проблем со здоровьем рысака следует в конюшне иметь аптечку с:

  • мазью для копыт;
  • смесью вазелина и рыбьего жира;
  • скипидаром;
  • спиртом с солью;
  • зелёнкой;
  • перекисью водорода;
  • йодом с камфорой;
  • камфорным спиртом;
  • бинтом;
  • ватой.

Особенности породы

Русская тяжеловозная порода относится к мелким тяжеловозам и предназначена для использования в сельском хозяйстве как рабочая и племенная лошадь. Эти животные подвижны и энергичны, подходят для работы на неровном рельефе. Они востребованы в России, Украине и других странах.

Русский тяжеловоз (иногда и сегодня можно встретить старое название русский арден) имеет перед другими российскими тяжеловозными породами преимущество: некрупные и неприхотливые лошади обладают массивностью, выносливостью и силой. Лошади этой породы рано созревают, долго живут, многие жеребцы и кобылы продолжают свою племенную службу до 20—25 лет. Кобылы плодовиты и отличаются молочной продуктивностью, из их молока делают кумыс. Некоторые лошади используются для мясопереработки. Основной метод племенной работы с русской тяжеловозной породой — чистопородное разведение по линиям.

Русские тяжеловозы энергичны и добронравны, они обладают сухой, крепкой конституцией. Темперамент у них уравновешенный, но особо ценными качествами считаются неприхотливость и умение хорошо держать тело.

При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают превосходно выраженными упряжными формами и большой живой массой. Эти качества позволяют им не только служить в сельском хозяйстве, но и становиться улучшателями небольших лесных лошадей северного типа.

Общая характеристика породы

  • Высота в холке: 150—153 см
  • Масть: Рыжая, рыже — чалая, реже — гнедая и гнедо-чалая, бурая, вороная
  • Тип: Упряжная
  • Специализация: Рабочая, племенная, молочная

Поделиться ссылкой

Интересные факты и истории

Во всем мире можно встретить более чем 20 вариантов и разновидностей подобных конец. В мультфильме про Русских богатырей был использован прототип такого жеребца, сильного и выносливого надежного соратника.

Тяжеловозы обладают крепким телом и мускулистыми ногами, но быстро бегать они не могут, так как очень неповоротливы. Даже с учетом всех вышеперечисленных аспектов они без затруднений преодолевают препятствия: перепрыгивают, проскакивают, обходят все, что стоит на пути. В отличие от других ездовых лошадей они имеют крепкую нервную систему и не реагируют рефлекторно, как это делают спортивные особи, на шумы и резкие хлопки.

http://stroy-podskazka.ru/loshadi/porody-i-masti/russkij-tyazhelovoz/http://gidfermer.com/zhivotnye/loshadi/poroda-tyazhelovozov.htmlhttp://fermoved.ru/loshadi/russkij-tyazhelovoz.html

Особенности размножения и содержания

Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.

Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.

Уже доказано, что тяжеловозы способны искать и доставать траву под снегом, то есть заниматься тебеневанием.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Возможные болезни

Для тяжеловозов не выделяют особенного перечня характерных заболеваний

Обращать внимание следует в первую очередь на симптоматику

Если лошадь закатывает глаза, тяжело дышит, падает, это могут быть признаки миоглобинурии, возникающей при резком увеличении нагрузки после длительного периода простоя.

Особенно часто наблюдается у тучных лошадей. В зависимости от симптоматики, вводятся подкожные инъекции инсулина, камфора, гидрокарбонат натрия внутривенно.

Ещё одно распространённое заболевание, связанное с плохим уходом – гниение стрелки копыта.

Если сочащийся гной виден невооружённым глазом, животное хромает, требуется хирургическое вмешательство, мазевые компрессы с антибиотиками.

Глистные инвазии у лошадей тоже не редкость. Если тяжеловоз демонстрирует потускнение шерсти, общую слабость, расстройство ЖКТ, стоит провести забор кала на анализ.

Лечение зависит от вида паразитов.

Историческая справка

Данную породу начали формировать в конце XIX века. Её основой послужили бельгийские ардены — одна из старейших тягловых пород. Они не блистали экстерьером, но обладали отличными рабочими качествами.

В селекционной работе, проводимой в Российской империи по улучшению качеств бельгийских арденов, использовали брабансонов, орловских рысаков и некоторые другие породы. Первые результаты селекции были представлены в 1900 году на Парижской выставке.

Это был жеребец Каравай, улучшенная порода арденов, который получил золотую медаль выставки.

Однако селекционная работа на этом не закончилась. Усилия были брошены на создание сравнительно некрупного, сильного, выносливого тяжеловоза, неприхотливого к условиям содержания. Новая порода была создана около 1937 года, однако она получилась чрезмерно низкорослой — чуть более 140 см в холке.

Поэтому её доработка продолжилась. Наконец, в 1952 году эта работа увенчалась успехом, что выразилось в официальной регистрации новой породы, которую нарекли «русский тяжеловоз» (ранее её именовали русским арденом).

Знаете ли вы? Известно, что в США существует немало так называемых сумасшедших законов. Некоторые из них касаются и лошадей. Так, в штате Юта есть закон, по которому незамужняя женщина за езду на лошади в воскресенье может быть подвергнута заключению в тюрьму. В ряде других штатов мужчина при вступлении в брак не имеет права ездить на кобыле в одиночку до тех пор, пока не будет женат более года.

Другие тяжеловозные лошади

Многие европейские породы тяжелоупряжных лошадей повлияли на развитие отечественных, поэтому стоит ближе познакомиться и с ними.

Бельгийский брабансон

Предки брабансонов – ардены и фламандские лошади. Бельгийцы по праву могут гордиться своим детищем, так как сегодня эта породная линия считается самой лучшей среди всех тяжеловозов в мире.

Экстерьер:

  • рост до 165 см;
  • небольшого размера голова;
  • крепкая широкая шея;
  • округлая глубокая грудь;
  • мощная спина и крестец;
  • сбитый круп с хорошо выделяющимися мышцами;
  • ноги сухие и сильные, короткие, с правильной постановкой и прочными копытами;
  • масти – гнедая, бурая, а также рыже-чалая.

Основные преимущества породы – раннее созревание, молочная продуктивность кобыл, длительный срок использования в воспроизводстве и неприхотливость.

Клейдесдаль

Эти лошади создавались в Шотландии, в их жилах течёт кровь аборигенных диких лошадей и фламандских жеребцов. Кони отличаются гармоничным телосложением. Характеристики породы:

Порода Клейдесдаль

  • длинная ровная шея;
  • компактная голова с зауженной лобной частью;
  • ноздри широкие;
  • глаза большие и выразительные;
  • укороченная широкая спина;
  • компактный рельефный круп;
  • конечности средней длины, жилистые, оброслые ниже скакательных суставов;
  • масть гнедая.

Першерон

Тяжеловозная порода першерон родом из Франции. Считается, что в жилах этих лошадей течёт кровь булонских, бретонских и арабских предков. Несмотря на свои крупные габариты, животные отличаются грациозным лёгким ходом и небывалой ловкостью.

Характеристика экстерьера:

  • высота в холке достигает 1,62 м;
  • грудь мощная, в обхвате 1,97 м;
  • пясть – 23–24 см;
  • голова с широким немного выступающим лбом и тупым носом;
  • уши удлинённые;
  • ноздри большие;
  • шея короткая мощная;
  • круп компактный округлой формы;
  • низкая посадка хвоста;
  • спина широкая, но короткая, сильная;
  • ноги очень мощные с крупными суставами;
  • масть преимущественно серая в разных вариациях.

Першероны – умные, покладистые и выносливые лошади. Сегодня их используют в цирке, а также для конных прогулок в сфере туризма. В сельской местности они являются прекрасными помощниками на полевых работах. Жеребцы нередко применяются для улучшения характеристик других породных линий.

Лошадь Першеронь

Знаменитые Орловские жеребцы

Крепыш

  1. Барс 1 — родоначальник всех линий, сыграл особую роль в развитии породы.
  2. Квадрат — гордость и символ Московского конного завода № 1, рожден в 1946 г. Единственный скакун, которому при жизни было поставлено 2 памятника. За всю беговую карьеру он не проиграл ни разу. Дал на свет более 600 высокопородистых рысаков.
  3. Крепыш — «лошадь столетия», поставил рекорд России на дистанции 1600 м, пройдя ее за 2 минуты 8,5 секунды. Крепыш подарил и вселил надежду всему отечественному коневодству в годы стремительного развития американского рысака.
  4. Ковбой — современный рекордсмен России. В 1991 г. рыжий жеребец под управлением наездника Михаила Козлова показал результат 1 минута 57,2 секунды.
  5. Пион — непобедимый жеребец советского времени, родоначальник популярной линии крупных орловских лошадей — линия Пиона.

Современный рекорд скорости установил гнедой жеребец Сорренто — единственная лошадь России, которая участвовала в самых престижных призах за рубежом. В Ницце под управлением Михаила Козлова на дистанции 1609 м Сорренто показал резвость 1.56,8. Резвее орловских рысаков в бегах на это время нет лошадей.

Общее описание коней

Если посмотреть на Орловского рысака, можно заметить, что у животного большая голова с выразительными большими глазами. Шея естественно изогнутая и длинная, а грудь широкая и глубокая. Тело имеет хорошо выпуклые ребра, длинную спину, оно мускулистое на всем протяжении. Ноги сильные, с четко выраженными сухожилиями и выдающимися суставами.

Рысаки обладают довольно большими копытами и невероятной выносливостью. 

В целом, эта порода впечатляет своей быстротой и ловкостью. Такое строение тела позволяет ему быть мощным, легким и элегантным одновременно.

Существует 3 типа экстерьера орловских лошадей: сухой (легкий), промежуточный (“средний”), массивный (напоминает тяжеловоза). Из  8 основных линий породы орловцев, линия  Пиона признается ведущей как по количеству коней производителей, так и по экстерьерному и резвостному качеству будущего потомства.

В наше время орловские кони могут использоваться для конкура либо выездки. Но основное предназначение остается, конечно же, за постоянным участием в рысистых бегах.

Российские породы

Традиционно породы, разводимые в России, подразделялись по совершенству породы, её культурности. По назначению лошади классифицировались на верховых, упряжных и тяжеловозов. Разделение по селекции выделяет три больших группы.

  • Аборигенные. Этот вид, сформировавшийся стихийно в регионах, наиболее приспособлен к местным условиям. Такие кони не пугаются горных троп, умеют ходить по глубокому снегу, не боятся мороза. К ним можно отнести якутских лошадок, лошадь печорскую, кузнецкую, вятскую, сибирскую. Горные лошади Кавказа, степные и пустынные Средней Азии… Все они дали материал для выведения пород с отличными рабочими качествами.
  • Переходные. Эти виды отличаются своей многофункциональностью, они вобрали в себя выносливость аборигенных пород и стать привезённых верховых коней.
  • Заводские. Племя, выведенное человеком при помощи тщательного отбора качеств, длительной селекции. Русские породы, разводимые на конезаводах, – донская, орловский рысак, русская верховая, русский рысак, будёновская, русский тяжеловоз.

Такое разделение часто является условным, так как некоторые местные породы выводились с не меньшей тщательностью и в течение веков. К ним можно отнести аборигенных ахалтекинских скакунов, башкирскую лошадь, рослого кавказского карабаира, тянь-шаньского марвари. Какие породы лошадей традиционно разводят в России?

Вопреки спорным мнениям о личности командарма С. М. Будённого, командира легендарной Первой Конной Армии, он являлся одним из основоположников возрождения русской лошади после гражданской войны, которая практически уничтожила племенное коневодство. Его «Книга о лошади» является настоящей энциклопедией. В ней наиболее полно отражены вся история русского коневодства, классификация лошадей, есть интересные селекционные выводы и рекомендации.

С течением времени, в связи с развитием автомобиля, значение коня как транспортного средства значительно утратилось. В настоящее время свою значимость сохранили верховые лошади. Современный мир ещё выше поднял значение чистокровных пород лошадей. Теперь это красивый зрелищный спорт — бега и скачки, выездка. Возрождение разведения скаковых лошадей в нашей стране находится ещё на начальном уровне. Но традиции русского коневодства сохранены, и это внушает оптимизм.

С появлением автомобилей спрос на лошадей снизился

Появление породы Русский рысак

Сама история породы Русской Рысистой начинается, как уже было сказано, в 50-х гг ХХ века. Активным формированием и выведением породы русский рысак начали заниматься в 90-х. В это время на русские земли начали массово поставлять английских скакунов породы Станденберд. Эти лошади на ипподроме составляли здоровую конкуренцию нашим Орловским рысакам.

Вскоре иностранные кони начали побеждать всех скакунов, которых ставили им в соперники. В послушании и выносливости им не было равных

Любители спортивных скачек и верховой езды сразу обратили на этих лошадей внимание

Самое парадоксальное — то, что эти лошади на землях Америки не считались элитными профессиональными скакунами. Владельцы этих лошадей за огромные деньги продавали и экспортировали животных за границу, считая их не особо хорошими и выносливыми. Но тут, после проведения ряда исследований, опытов, сложнейших тестов и тренировок, в начале 50-х была выведена абсолютно новая порода под названием Русский Рысак. За образец были взяты самые лучшие скакуны: Орловский Рысак и Американский Станденберд.

Разница между Орловским и Русским Рысаком очевидна. В трехлетнем возрасте русские скакуны набирают в весе около 450 кг, а Орловские в плане веса отстают. Того же нельзя сказать об остальных частях тела животного. У орловского рысака, в отличие от русского, грудная клетка шире, значительно гуще грива, конечности длиннее. Порода Русский Рысак имеет более жилистое тело по сравнению с Орловским скакуном.

Это интересно: Русские породы лошадей — разбираемся внимательно

История происхождения знаменитой породы России

Орловский рысак — порода лошадей, выведенная в России в конце 18- го столетия. Изначально рысаки использовались для легкой упряжи, успешно демонстрируя хорошую выносливость и скорость. Названы они в честь родоначальника породы графа А.Г. Орлова-Чесменского. Он был ответственным за основание Хреновского конного завода, ставшего в дальнейшем отправной точкой для разведения новых рысистых скакунов.Интересное! Орловский рысак — самая известная в России порода лошадей. Вплоть до 18 столетия в России были в основном привозные лошади, не подготовленные к суровому климату, а собственного производства заводских конных пород в стране не было.

Именно поэтому в 1770-х годах Орлов поставил цель вывести новую конную породу как раз для российских климатических условий, способную преодолевать большие расстояния,справляться с ужасными дорогами в стране. Сосредоточился он на выведении лошадей, имеющих большую выносливость, резвую рысь, а также внешне привлекательных.

Благодаря его экспертному знанию лошадей, престижу и богатству, граф смог приобрести лучших лошадей из Персии, Аравии, Кавказа, Турции, Италии, Польши, Испании, Германии, Дании, Англии, Голландии.

Самым известным из этих приобретений был арабский жеребец Сметанка, купленный у турецкого султана за баснословные 60 000 серебром. Этот необычно крупный для своей породы серебристо-серый красавец с удлиненной спиной, идеальной рысью отлично подходил для выведения новой породы.

Справка! У Сметанки по смерти было обнаружено 19 позвонков (у большинства лошадей — 18). Эта особенность в дальнейшем перешла по наследству и именно она позволила орловским рысакам бежать красивой устойчивой рысью, “красным ходом”. Если поставить на крестец бегущей лошади стакан воды, она не расплещется.

По мнению графа и его единомышленников (в том числе Василия Шишкина) именно скрещивание европейских легкоупряжных лошадей (датских, мекленбургских и голландских) с арабскими приведет к цели. Они оказались правы. У Сметанки было четыре сына, которых использовали для племенной работы.

Через поколение у сына Сметанки Полкана родился (в 1784 году) жеребец — Барс I. По-настоящему уникальный в своем роде: сильный, с красивой резвой рысью, большим ростом (около 166 см), гармоничным сложением. Его необычный окрас (крупные светлые яблоки на серой шерсти) очень напоминал шкуру барса, поэтому его назвали в честь животного. Барс I стал родоначальником орловской породы и в период с 1791-1808 гг. был ведущим жеребцом-производителем на конезаводе.

Орлов вел записи о своей работе, но, к сожалению, пожар на Хреновском заводе уничтожил все архивные данные. Однако, если верить коннозаводскому преданию, было у графа крылатое выражение: “Природа дает нам жеребенка, человек делает из него рысака”. Таким образом, можно заметить, что уже тогда Орлов понимал: нужное качество необходимо воспитать, впоследствии оно закрепляется в потомстве.

После смерти графа (1808 г.) Хреновский завод перешел в управление крепостного Орлова — Василия Шишкина. Будучи хорошим коннозаводчиком, а также имея за плечами большой опыт работы, он смог с большим успехом продолжить начатое дело. Основным направлением его работы стало закрепление нужных качеств породы. Шишкин начал использовать близкородственное скрещивание.

С 1830 года благодаря своим отменным качествам и неприхотливости, орловские рысаки стали очень востребованы. Началось активное разведение лошадей и на других заводах.

После распада СССР орловские рысаки оказались на грани исчезновения. К счастью, в конце 90-х гг. благодаря неравнодушным специалистам и любителям началась популяризация и восстановление численности породы.

Основными конными заводами по разведению орловской рысистой породы являются Хреновский, Чесменский, Московский, Пермский, Алтайский, Дубровский (Украина) конные заводы, а также несколько частных конных заводов.

Описание

Лошадей русских тяжеловозов трудно не узнать. Это крепко сбитые, низкопередые, мускулистые кони невысокого роста. У жеребцов-производителей высота в холке – около 1,5 м, вес – до 700 кг.


Жеребцы-производители вырастают в холке до 1,5 метров и весят до 700 кг.

Особенности экстерьера

Стати Характеристика
Голова Лёгкая, сухая, широколобая. Профиль чаще прямой, реже немного вогнутый.
Уши Стоячие, маленькие.
Шея Недлинная, сильная. Гребень хорошо развит.
Холка Низкая.
Спина Широкая, мускулистая, мягкая, длина средняя.
Поясница Выпуклая.
Круп Свислый, широкий и раздвоенный.
Грудная клетка Широкая и глубокая.
Конечности Низкие, с небольшой оброслостью, устойчивые, на широком копыте, прямые.

Русский тяжеловоз чаще имеет рыжую или рыже-чалую масть, но иногда – гнедую или гнедо-чалую. Оброслость гривы, чёлки и хвоста умеренная. Кони очень выносливы как на шагу, так и в рыси.

Характер и темперамент

Уравновешенные, покладистые, доброезжие кони. Прекрасно показывают себя в упряжи, неутомимы и активны в работе, поэтому заслужили славу идеальных работников. От предков-арденов унаследовали приспособляемость и способность легко переносить суровый климат. К новым местам и смене хозяев привыкают быстро.

По темпераменту русский тяжеловоз – лошадь энергичная, подвижная, любопытная. По наблюдениям содержавших породу фермеров, может легко пойти галопом, что для других «тяжей» нехарактерно. Иногда показывает характер, но в целом – отличный компаньон.


Представители этой породы могут легко перейти на галоп, что нехарактерно для других тяжеловозов.

Русский тяжеловоз — все о породе и много фоток

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях.

Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах.

На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения.

Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей.

А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества.

В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Рекордные показатели

Крупнейший конь по кличке Сэмпсон

Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике.

Несколько впечатляющих рекордных показателей:

  1. Самый высокий рост зафиксирован у мерина Сэмпсон породы шайр – 219 сантиметров. Вес Сэмпсона – 1524 килограмма. Конь родился в 1848 году, когда книга рекордов еще не велась. Эти показатели считаются рекордными, превзойти их пока не удалось.
  2. Книга Гиннеса рекордсменом зафиксировала другого представителя породы шайр – мерина Голиафа с ростом 193 сантиметра.
  3. Впечатляющий рост в 215 сантиметров имел першерон Марокко (вес 1285 килограммов) и брабансон Brooklyn Supreme – 195 сантиметров.
  4. Тяжеловесы прославились не только размерами, но и тягловой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр тянет повозку с лесом весом 42 тонны. Силачи провезли груженые сани по снегу на расстояние 500 метров.
  5. Тягловые способности тяжеловозов измерялись на выставках коней. Мерин Вулкан в Уэмбли создал тягу в 29 тонн, которую зафиксировал динамометр. Пара шайров в упряжи показала результат в 51 тонну.

Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд.

Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.

Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.


Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector